Успешность выполнения любой деятельности определяется состоянием психологической готовности к ней. Психологическая готовность – это сочетание личностных качеств и психологических особенностей человека, которое обеспечивает успешное выполнение соответствующей деятельности. Психологическая готовность является результатом достаточно длительного процесса подготовки.
Централизованное тестирование (ЦТ) рассматривается как сложный вид деятельности, который носит стрессовый характер, требует мобилизации ресурсов психики. Помимо проверки знаний по учебным дисциплинам происходит проверка человека на его психологическую устойчивость и выдержку.
Чтобы грамотно осуществлять психологическую подготовку к централизованному тестированию, необходимо рассмотреть специфику предстоящей деятельности.
Особенности процедуры централизованного тестирования
· Результаты ЦТ определяют положение ученика в школе и в будущей жизни.
· Во время ЦТ происходит своеобразное психологическое давление на ученика (не подведи), возникает боязнь быть неуспешным, необходимость соответствовать ожиданиям педагогов и родителей.
· ЦТ предполагает проверку знаний по большому объему учебной информации за ограниченный отрезок времени.
· ЦТ проходит в новой незнакомой обстановке.
· Во время ЦТ присутствуют незнакомые люди, которые строго контролируют процедуру экзамена.
· Организация ЦТ строго регламентирована по процедуре и форме.
· Процедура ЦТ – это длительное статическое напряжение, ограничение движений в сочетании с интенсивной умственной деятельностью.
· Процедура ЦТ связана с сильными эмоциональными переживаниями, это стресс.
· Тестовый характер заданий требует умения делать осознанный выбор.
Правила подготовки к экзаменам
1. Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
2. Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
3. Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
4. Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.
5. Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).
6. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
7. Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:
· тип запоминания информации (зрительный – все читать самому, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);
· тип темперамента (холерику – создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику – осознать ответственность деятельности; меланхолику – верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику – самоконтроль времени).
8. Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
9. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.
10. Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.
11. Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.
12. Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:
· Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
· В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера (на 4 счета - вдох, на 2 счета - задержка дыхания, на 5-6 счетов - выдох), дышать животом в течение 1 мин..
· Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».
· Использовать смехотерапию.
· Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!
13. Заботиться о своем здоровье:
· Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий – 15-20 мин. активного отдыха).
· Организовать правильное регулярное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки (яблочный, морковный, тыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковый, из мяты, мелиссы), рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.
· Отдыхать на природе.
Накануне экзамена
1. Все бегло повторить, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.
2. Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена – аудитория, место, необходимый материал (ручки).
3. Подготовить все необходимое, одежду.
4. Настроиться на успех (все будет хорошо).
5. Хорошо выспаться.
6. Утром – проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая зарядка, завтрак.
7. Рассчитать время, придти в место проведения тестирования за 45-30 минут (организационные вопросы, очередь, поиск аудитории).
На экзамене
1. Четко следовать инструкциям организаторов тестирования (занять указанное место, заполнить бланк…).
2. Осмотреться и успокоиться.
3. Сконцентрироваться:
· мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос;
· сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю);
· сконцентрироваться на собственном дыхании (Как я дышу?), использовать мобилизирующее дыхание (4:2:4);
· провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соединить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.
4. Контролировать время, распределив свою работу.
5. Бегло просмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации).
6. Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться, обратить внимание на обратные задания (не является).
7. Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания – пометить их в черновике значком сложности (очень сложно - ?, средний уровень сложности - !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен – отвечай, не уверен – рассуждай (исключи самые несоответствующие ответы, из оставшихся - выбери тот, что ближе).
8. Контролировать свое состояние – успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.
9. Доверять интуиции, включить в работу свое подсознание.
Рекомендации родителям
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на тестировании. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к тестам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к тестированию, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после тестирования.
12. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.
Рекомендации по психологической подготовке к ЦТ в новой форме для родителей
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
© Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после ЦТ. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
© Не повышайте тревожность ребенка накануне ЦТ- это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
© Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
© Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
© Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
© Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
© Обеспечьте удобное место для занятий.
© Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
© Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
© Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
© Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
© Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на тестирование.
© Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
© Посоветуйте детям во время тестирования обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Рекомендации для родителей
по адекватному взаимодействию с детьми в период подготовки к ЦТ
Уважаемые педагогов!
1. Первое, что Вам надо сделать, это самим успокоиться. Помните, что тревожность от вас передается детям, и волнение у них только усиливается.
2. Поддерживайте ребенка, вселяйте чувство уверенности и желание достичь положительных результатов.
3. Взаимодействие с ребенком стройте на доверии, взаимопомощи, взаимной поддержке, понимании всей трудности той ситуации, с которой предстоит справиться.
4. Не фиксируйте постоянно внимание детей на экзаменах, не говорите постоянно об этом. Такое поведение повышает и без того высокое нервно-психическое напряжение.
5. Не заставляйте насильно учить ребенка учебный материал. Помните: все, что делается насильно, не запоминается.
6. Обратите внимание на питание ребенка. Оно должно быть калорийным, богато витаминами. Желательно, чтобы на столе всегда были грецкие орехи, мед, шоколад, которые способствуют успокоению нервной системы, улучшению продуктивности запоминания и повышению работоспособности. Не забывайте и о морепродуктах, которые богаты кальцием, йодом и другими микроэлементами, так необходимыми для иммунной системы.
7. Обратите внимание на сон ребенка в период подготовки к ЦТ. Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов, поощряйте, если
ребенок захотел отдохнуть в обед. Желательно, чтобы ребенок находился час и более на свежем воздухе. Это своего рода отдых для «утомленного мозга».
8. Не загружайте ребенка проблемами бытового характера.
9. Не разрешайте проводить долгие часы у телевизора, это уменьшает работоспособность и действует не на пользу нервной системе ребенка.
10. За день до экзамена не заставляйте ребенка сидеть над учебниками. Это все равно ни к чему хорошему не приведет, а только еще больше вселит неуверенность и страх перед предстоящими экзаменами. Лучше пусть он отдохнет, психологически успокоиться, отвлечется на некоторое время.
11. Не будьте самоуверенными, не думайте, что Вы лучше детей знаете, что им надо, что они ощущают.
Верьте в ваших детей, несмотря на неудачи и ошибки!
Не наказывайте и не унижайте их за это!
Принимайте детей такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками!
Будьте оптимистами!
разгарнуць » / « згарнуць